Друк
02.09.2005

О чем поведал станционный колокол

              В 70-х годах прошлого столетия на станции Дарница построили новый административный корпус, в котором была выделена просторная комната под музей.
              ВСЮ ОРГАНИЗАЦИЮ по сбору информации, экспонатов, их расположение и оформление поручили старшему инженеру по подготовке кадров Кезле Григорию Ивановичу (ныне покойному). Он приложил много усилий, чтобы музей на станции Дарница заработал по настоящему. А экспонаты продолжали собирать, оформлять по истории станции, военного и послевоенного периода восстановления разрушенного хозяйства.
              Как-то зашел Григорий Иванович в локомотивное депо Дарница и увидел лежащий на полу колокол. Расспросил присутствующих, откуда колокол, где его нашли?.. Рабочие ответили, что готовили траншею под фундамент какого-то помещения и среди разного мусора, камней выкопали колокол. Г.Кезля сразу понял: это же станционный колокол старого довоенного вокзала, построенного в 1896 году и взорванною немцами в 1943-м при отступлении. Станция Дарница была практически полностью уничтожена. Все помещения, пути, стрелки, семафоры...
              Попросил руководство депо отдать ему этот колокол для музея станции Дарница. Но те не согласились. Тогда Григории Иванович Кезля поехал к начальнику Киевского отделения, показал ему фотографии старого вокзала станции Дарница, где было видно колокол, висящий на стене вокзала у входа к дежурному по станции.
              Начальник Киевского отделения убедился, что колокол действительно станционный, позвонил в депо и попросил отдать его в музей станции Дарница. Так колокол стал молчаливым экспонатом музея, хотя имеет неповторимый голос - малиновый звон. Как-то в 2004 году в музее состоялась экскурсия студентов-железнодорожников... Они заинтересовались необычным экспонатом. Музейный работник поведал интересную историю.
              ОКАЗЫВАЕТСЯ, звон этого колокола слышал лейтенант П.П.Шмидт, который возглавил восстание на знаменитом крейсере «Очаков». Это было в конце июля 1905 года во время одной из служебных поездок. На вокзале в Киеве, когда он зашел в вагон, в купе находилась одна пассажирка, молодая красивая женщина. Офицер с ней познакомился. Поезд шел с Киева до Дарницы 40 минут. Она ехала до ст. Дарница. Петр Петрович проводил ее на перрон. Поезд стоял 5 минут, пока колокол своим малиновым звоном сообщил об окончании их свидания. Звали женщину Зинаида Ивановна Ризберг.
              Эта встреча оставила неизгладимый след в сердце лейтенанта, породила надежду на возможное счастье. Зинаида Ивановна также разглядела в морском офицере интересную личность. На прощанье она оставила ему свой адрес. Вскоре переписка между ними приобрела регулярный характер. В письмах Петр Петрович и Зинаида Ивановна сообщали друг другу самое сокровенное, мечтали о счастье, делились успехами и неудачами. Петр Петрович планировал выйти в отставку и переехать в Киев. Об их переписке, их любови... есть повесть «Почтовый роман».. Когда лейтенант Шмидт после подавления восстания на крейсере «Очаков» был заточен в тюрьму, переписка прекратилась...
              Его сестра Анна Петровна Избаш с трудом добилась свидания с братом, который попросил сообщить Зинаиде Ивановне обо всем случившемся...
              Она выполнила просьбу брата, 30 декабря 1905 года прибыла в Киев, встретилась с Зинаидой Ивановной, а уже на следующий день они вместе выехали в Одессу, а оттуда - в Очаков. Свидания Зинаида Ивановна добилась только 7 января 1906 года. Во время встречи Петр Петрович сказал: «...думала ли ты, что 40 минут в вагоне приведут тебя сюда? Прости...». И после вынесения приговора, 18 февраля 1906 года осужденных доставили на транспорт «Прут», а Анна Петровна Избаш и Зинаида Ивановна Ризберг провожали П.П.Шмидта, стоя на пристани. Мятежный лейтенант был приговорен к расстрелу...
              ТЕПЕРЬ ЭТОТ 100-ЛЕТНИЙ колокол - свидетель трогательного расставания на перроне станции Дарница, ждет своего часа, чтобы опять зазвучать своим малиновым звоном.
              Мы надеемся, что в недалеком будущем войдет в строй новый вокзал, как обещали, один из лучших в Европе, и там будет место для музея станции Дарница. И не исключено, колокол опять займет своё молчаливое место среди других экспонатов.
              А хотелось бы, чтобы колокол - не молчал, чтобы его слышали люди и радовались необыкновенному задушевному звону.
              Возле нового вокзала, у сквера, есть братская могила, где после немецкой бомбардировки 8 апреля 1944 года погибло более 2 тысяч воинов и работников Дарницкого железнодорожного узла. Все очень надеются, что на этой братской могиле будет сооружен памятник погибшим воинам и железнодорожникам пусть 60 лет спустя.
              Там же около вокзала планируется строительство церкви. Поэтому вывод напрашивается сам собою: после возведения церкви этот исторический колокол передать храму. Пусть он перестанет быть молчаливой реликвией и продолжит служить людям, живым и мертвым. Пусть он призывает работников станции на добрые дела, честный и благородный труд, к хорошим отношениям между людьми, жить по совести, по законам Божьим. А служители церкви пусть каждый год 8 апреля проводят поминальные молебны по погибшим на станции Дарница. И это будет очень справедливо. Пусть история не только живет в молчаливых экспонатах, а напоминает звонким голосом, малиновым звоном о себе. А в музей можно оставить фотографию и описание, где продолжает служить станционный колокол.

Федор СЕМИН,
пенсионер, инвалид войны, почетный железнодорожник,
заместитель председателя Совета ветеранов Дарницкого железнодорожного узла


газета залізничників України
„Магістраль” №95