Друк

l'Organisation intergouvernementale pour les transports internationaux ferroviaires (OTIF)
Zwischenstaatliche Organization fur den Internationalen  Eisenbahnverkehr (OTIF)

Генеральний секретар – пан Франсуа Давен (François Davenne)

Gryphenhubeliweg 30
CH-3006 Bern, Switzerland

тел.: + 4131 - 359 10 10 

факс: + 4131 - 359 10 11 

ел.пошта: info@otif.org

Офіційний сайт організації: www.otif.org 

 

История возникновения

Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ) была создана 1 мая 1985 г. Правовой базой, регулирующей деятельность Организации, является Конвенция от 9 мая 1980 г. (КОТИФ). Предшественником ОТИФ является Центральное бюро международных железнодорожных сообщений, год создания которого восходит к 1893 г. Основная задача этой правительственной организации, - до момента подписания Протокола от 3 июня 1999 г. (Вильнюсский Протокол) о внесении изменений в КОТИФ, - заключалась, преимущественно, в дальнейшем совершенствовании действовавших на протяжении десятилетий единых правил, регулировавших порядок осуществления международных грузо- и пассажироперевозок по железной дороге. Они известны как Единые правовые предписания ЦИВ и ЦИМ. Разработанные ОТИФ единые нормы регламентируют осуществление транспортного сообщения по сети железных дорог, общая протяженность которых составляет 250 000 км, а также дополнительные грузо- и пассажироперевозки другими видами транспорта.

Цели деятельности Организации

Целью деятельности Организации является обеспечение комплексного развития, усовершенствования и упрощения порядка осуществления международного железнодорожного сообщения.

В рамках указанной задачи, в частности, принимаются единые правовые нормы и обеспечиваются условия для их применения и дальнейшего усовершенствования; данные нормы регулируют следующие сферы правоотношений: договор об осуществлении пассажиро- и грузоперевозок в прямом международном сообщении по железным дорогам государств-членов ОТИФ; данные правовые положения распространяют свое действие, в том числе, на международные перевозки, осуществляемые в рамках индивидуальных договоров и, в дополнение к трансграничным перевозкам по железной дороге, включают в себя также внутренние перевозки по автодорогам и внутренним водным путям государства-члена ОТИФ либо – при условии обязательной регистрации линий сообщения в Организации – в том числе и на международные перевозки, осуществляемые морскими или внутренними водными путями; договор об использовании вагонов в качестве транспортных средств в международном железнодорожном сообщении; договор об использовании инфраструктуры в международном железнодорожном сообщении; перевозка опасных грузов.

Иные виды деятельности, служащие для достижения указанной выше цели Организации, касаются правовых предписаний, регулирующих взаимодействие и гармонизацию технических норм железных дорог, включая выдачу технического разрешения на железнодорожные материалы, предназначенные для использования в международном сообщении, а также содействие в вопросах, связанных с упрощением процедур при пересечении границ в рамках международного железнодорожного сообщения.

Унификация правового поля способствует формированию рамочных условий, призванных последовательно повышать корпоративную ответственность компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере железнодорожного сообщения.

Государства-члены ОТИФ

В настоящее время членами Организации являются 45 государства на территории Европы, Северной Африки и Ближнего Востока: Австрия, Албания, Алжир, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирак, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, бывшая югославская Республика

Македония, Марокко, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Сирия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.

Иордания является ассоциированным членом.

Штаб-квартира Организации располагается в Берне. В этой связи Организация и Швейцария в 1988 г. заключили соглашение об официальном местонахождении ОТИФ.

Присоединиться к Соглашению КОТИФ и, таким образом, вступить в организацию ОТИФ, может любое государство, на территории которого имеется инфраструктура железной дороги. Наличие прямого железнодорожного сообщения с каким-либо из государств-членов не является обязательным условием для вступления в Организацию.

Одним из основополагающих прав государств-членов является право на участие в рамках органов ОТИФ в разработке и усовершенствовании международных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления международного железнодорожного сообщения. Государства, проявляющие интерес к работе ОТИФ и желающие принимать участие в ее деятельности, но, однако, еще не вполне готовые в полном объеме принять

на себя права и обязанности, вытекающие из подобного участия, могут присоединиться к организации на правах ассоциированных членов.

Для Европейского Союза – крупного регионального экономического сообщества – существует возможность вступления в КОТИФ. Присоединение обеспечит ЕС совокупностью прав и обязанностей для представления интересов входящих в его состав государств в той мере, в коей это отнесено к компетенции Сообщества.

Структура финансирования

Расходы, возникающие в связи с деятельностью ОТИФ, покрываются, в основном, за счет взносов государств-членов Организации. Система расчета взносов государств-членов основывается, в большинстве своем, на принципах расчета шкалы взносов, взимаемых в ООН, и в пропорции к общей протяженности железнодорожной инфраструктуры государств-членов, включая, в том числе, протяженность зарегистрированных в общем

списке маршрутов Организации линий, пролегающих по морским и внутренним водным путям. Для каждого государства-члена Организации минимальные отчисления составляют 0,25%, а максимальные – 15% от общей суммы взносов. Помимо этого, у ОТИФ также имеется статья доходов в виде выручки от реализации публикаций. Аудиторская проверка финансового учета и отчетности производится страной, в которой находится штаб-квартира Организации (Швейцария). Административный комитет утверждает бюджет и отчет о финансовой деятельности с учетом установленной Генеральной ассамблеeй максимальной суммы, за пределы которой будущие расходы выходить не должны.

Рабочие языки

В настоящее время рабочими языками Организации являются английский, французский и немецкий. На основании решения, принятого Генеральной ассамблеeй, число рабочих языков может быть увеличено за счет введения иных языков.

Внутренняя структура Организации

Исполнение общих задач Организации возложено на следующие органы:

Высшим органом управления ОТИФ является Генеральная ассамблея представителей всех государств-членов. В соответствии с положениями КОТИФ от 1999 г. Очередная Генеральная ассамблея проводится каждые три года; Генеральная ассамблея может также созываться по требованию одной трети государств-членов Организации.

В состав Административного комитета входят представители одной трети от общего числа государств-членов; в настоящее время он насчитывает 14 государств-членов. Решение о том, какие государства-члены будут представлены в Административном комитете, и какое государство в нем будет председательствовать, принимается Генеральной ассамблeей. Одной из основных задач Административного комитета является функция контроля управленческой и финансовой деятельности Генерального секретаря.

Административный комитет утверждает рабочую программу, бюджет, отчет о деятельности Организации и ее финансовую отчетность.

В состав Ревизионной комиссии входят представители государств-членов; к его компетенции отнесены вопросы, связанные с рассмотрением предложений о внесении изменений в те положения Конвенции или же приложения, которые подлежат пересмотру в упрощенном и ускоренном порядке самой Ревизионной комиссией и которые не отнесены к компетенции Генеральной ассамблеи либо Специальных комиссией Организации (см.ниже). Помимо этого, в функции Ревизионной комиссии входит обязанность предварительной проверки предложений о пересмотре положений, подпадающих под исключительную компетенцию Генеральной ассамблеи.

Комиссия экспертов по перевозке опасных грузов состоит из представителей государств-членов и в пределах своей компетенции рассматривает предложения о пересмотре положений, регламентирующих порядок осуществления международных перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом (РИД).

К компетенции Комиссии по техническим вопросам отнесена деятельность, связанная с пересмотром приложений к Единым правовым предписаниям об утверждении технических стандартов и принятии единых технических предписаний, применяемых к железнодорожному оборудованию, предназначенному для использования в международном обмене (АПТУ).

Комитет по железнодорожному благоприятствованию занимается всеми вопросами, вытекающими из данной задачи и рекомендует для принятия стандарты, методы, процедуры и правила.

Генеральный секретарь исполняет функции Секретариата ОТИФ. В частности, он выполняет функции депозитария, представляет интересы ОТИФ во взаимоотношениях со сторонними организациями, доводит до сведения государств-членов информацию о решениях, принимаемых Генеральной ассамблей и Комиссиями, готовит к совещаниям предложения государств-членов о внесении изменений в КОТИФ, созывает Генеральную

ассамблею и Комиссии, отвечает за составление рабочей программы, бюджета и отчета о деятельности ОТИФ и предоставление их Административному Комитету на утверждение, ведает финансовыми вопросами в пределах утвержденного бюджета, обеспечивает экспертные оценки в случае возникновения споров на предмет применения или толкования КОТИФ, исполняет функции, возложенные на него в рамках третейского судейства и занимается кадровыми вопросами.